03:41 

Влияние и взаимодействие искусства и психологии

Brick Tree
Понятие искусство варьировалось на протяжении многих веков. Оно может пониматься как отражение мастерства в какой-либо деятельности. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. [Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедия социологии, Словарь по общественным наукам.] Бытовали мнения, что искусством можно называть лишь процесс создания нового в противовес чему существуют утверждения, что искусство – это результат творческого акта.
Искусство как направление протекает вне зависимости от социальных требований, экономических или политических тенденций. Можно сказать, что это процесс создания из любви к делу, а не из каких-либо корыстных целей. Именно поэтому искусство является наиболее чистым и незамутненным особенностями жизни в том или ином месте планеты продуктом деятельности человека. Единственное, что способно повлиять на него- это культура. Часто новые направления в искусстве являются экзистенцией современного мира, его настроения, мыслей людей и общего духа времени. Недаром так тесно пересекались в своих размышлениях Ф. Ницше, С. Дали и З. Фрейд. Можно сказать, что именно они, их работы и труды, у каждого в своем направлении, наиболее точно и полно отражали основные мысли, духовные и культурные особенности людей в то время. Да и в последующем востребованность нового направления психологии в определенный момент истории (экзистенциализм в военное время) или отражение новых веяний жизни в искусстве являлись частью общественного сознания и духовной культуры человека.
Наиболее важной отличительной чертой и особенностью искусства является его метафоричность. Способность не вербально, но наиболее полно и четко передать опыт других людей. Не только жизненный опыт, или наблюдения, но и эмоциональный, чувственный опыт. В энциклопедии «Британика» приводится такое определение: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, можно сказать, что искусство является так же видом общения, причем общения не только между людьми, но и людей с самими собой. Не зря столько внимания привлекают различные художественные выставки, симфонические концерты или концерты современных композиторов. Из личного опыта вспоминается неиссякаемая многометровая очередь на привезенную выставку работ Пикассо прошлым летом.
Общаясь с объектом искусства мы погружаемся не только в мир созданный творцом, но и находим отголоски своего собственного в чужом творении. Предметы искусства позволяют пережить ряд эмоций и ощущений, стимулируют их и способствуют переработке собственных переживаний или переключению на другие. Для раскрытия данных представлений следует понимать о способности искусства отражать подсознательные переживания и выводить их на более ощутимый и видимый уровень. На этом основываются такие методы арт-терапии как рисование левой рукой, создание глиняных скульптур на общую, но мало раскрытую тему и многие другие. Часто только используя различные образы, цветовую гамму, плавность линий и переходов удается воочию столкнуться с тем, что не поддается выражению в более скудной и сухой системой символов и слов. Можно даже утверждать, что именно процесс создания чего-либо является одним из наиболее широких и доступных мостов между миром бессознательного и сознания, предоставляя таким образом дополнительные возможности для работы с ним. Хорошим примером данному рассуждению будет процессуальная терапия, которая сродни искусству способна облекать вытесненные идеи в более зримую и ощутимую форму, а ведь те действия, которые она использует, заимствованы из различных сфер искусства. Например, рисуя небо или вылепляя из глины нежную девичью фигуру сам чувствует легкость и нежность без которых невозможно и создать объект наделенный этими чертами. И напротив, ощущения грубости, жесткости, неподатливости и силы, возникающие при работе с металлом или мрамором при создании монументов или скульптур, которые наделялись подобными качествами.
Понимание чужих работ нельзя назвать чем-то простым, ибо у каждого из нас собственная система символов и знаков. К примеру, в работах одной художницы наиболее положительные образы многими «зрителями» воспринимались как отрицательные и довольно агрессивные, зато именно обсуждения с другими давали возможность осознать суть элементов, нарисованных под действием вдохновения и которым не придавалось значения до этого момента. Таким образом, работа с арт-объектами позволяет приобрести некий опыт не только самому творцу, но так же терапевту или случайному зрителю.
Но понимание себя не является единственным. Искусство предоставляет возможность для реализации стремления человека понять мир. Понять суть законов материи, суть общества и самого человека, мира его идей, желаний и чувств. Является одним из способов познания как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Таким образом можно назвать искусство визуальным и аудиальным способом выражения того мира, который пытается описать и познать психология во многих своих направлениях.
Ульянова А. А.

URL
   

Кирпичное Дерево

главная